Политика конфединциальности

Закон Украины "О доступе к публичной информации"

 

Настоящий Закон определяет порядок осуществления и обеспечения права каждого на доступ к информации, находящейся во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации, определенных настоящим Законом, и информации, представляющей общественный интерес.

 

Раздел I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1.           Публичная информация

1. Публичная информация — это отображенная и задокументированная любыми средствами и на любых носителях информация, которая была получена или создана в процессе исполнения субъектами властных полномочий своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, или которая находится во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации, определенных настоящим Законом.

2. Публичная информация является открытой, кроме случаев, установленных законом.

Статья 2.           Цель и сфера действия Закона

1. Целью настоящего Закона является обеспечение прозрачности и открытости субъектов властных полномочий и создание механизмов реализации права каждого на доступ к публичной информации.

2. Настоящий Закон не распространяется на отношения по получению информации субъектами властных полномочий при осуществлении ими своих функций, а также на отношения в сфере обращений граждан, которые регулируются специальным законом.

Статья 3.           Гарантии обеспечения права на доступ к публичной информации

1. Право на доступ к публичной информации гарантируется:

1) обязанностью распорядителей информации предоставлять и обнародовать информацию, кроме случаев, предусмотренных законом;

2) определением распорядителем информации специальных структурных подразделений или должностных лиц, организующих в установленном порядке доступ к публичной информации, которой он владеет;

3) максимальным упрощением процедуры подачи запроса и получения информации;

4) доступом к заседаниям коллегиальных субъектов властных полномочий, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

5) осуществлением парламентского, общественного и государственного контроля за соблюдением прав на доступ к публичной информации;

6) юридической ответственностью за нарушение законодательства о доступе к публичной информации.

Статья 4.           Принципы обеспечения доступа к публичной информации

1. Доступ к публичной информации в соответствии с настоящим Законом осуществляется на принципах:

1) прозрачности и открытости деятельности субъектов властных полномочий;

2) свободного получения и распространения информации, кроме ограничений, установленных законом;

3) равноправия, независимо от признаков расы, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, места жительства, языковых или иных признаков.

 

Раздел II

ПОРЯДОК ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ

Статья 5.           Обеспечение доступа к информации

1. Доступ к информации обеспечивается путем:

1) систематического и оперативного обнародования информации:

в официальных печатных изданиях;

на официальных веб-сайтах в сети Интернет;

на информационных стендах;

любым другим способом;

2) предоставления информации по запросам на информацию.

Статья 6.           Публичная информация с ограниченным доступом

1. Информацией с ограниченным доступом является:

1) конфиденциальная информация;

2) секретная информация; /span>

3) служебная информация.

2. Ограничение доступа к информации осуществляется в соответствии с законом при соблюдении совокупности следующих требований:

1) исключительно в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предупреждения волнений либо преступлений, для охраны здоровья населения, для защиты репутации или прав других людей, для предупреждения разглашения информации, полученной конфиденциально, или для поддержания авторитета и беспристрастности правосудия;

2) разглашение информации может нанести существенный вред этим интересам;

3) вред от обнародования такой информации преобладает над общественным интересом в ее получении.

3. Информация с ограниченным доступом должна предоставляться распорядителем информации, если он правомерно обнародовал ее ранее.

4. Информация с ограниченным доступом должна предоставляться распорядителем информации, если нет законных оснований для ограничения в доступе к такой информации, которые существовали ранее.

5. Не может быть ограничен доступ к информации о распоряжении бюджетными средствами, владении, пользовании либо распоряжении государственным, коммунальным имуществом, в том числе к копиям соответствующих документов, условиях получения этих средств либо имущества, фамилиях, именах, отчествах физических лиц и наименовании юридических лиц, получивших эти средства или имущество. При соблюдении требований, предусмотренных частью второй настоящей статьи, указанное положение не распространяется на случаи, когда обнародование или предоставление такой информации может нанести вред интересам национальной безопасности, обороны, расследованию либо предупреждению преступления.

6. Не относятся к информации с ограниченным доступом декларации о доходах лиц и членов их семей, которые:

1) претендуют на занятие либо занимают выборную должность в органах власти;

2) занимают должность государственного служащего, служащего органа местного самоуправления первой или второй категории.

7. Ограничению доступа подлежит информация, а не документ. Если документ содержит информацию с ограниченным доступом, для ознакомления предоставляется информация, доступ к которой неограничен.

Статья 7.           Конфиденциальная информация

1. Конфиденциальная информация — информация, доступ к которой ограничен физическим или юридическим лицом, кроме субъектов властных полномочий, и которая может распространяться в определенном ими порядке по их желанию в соответствии с предусмотренными ими условиями. Не может быть отнесена к конфиденциальной информация, указанная в частях первой и второй статьи 13 настоящего Закона.

2. Распорядители информации, определенные частью первой статьи 13 настоящего Закона, владеющие конфиденциальной информацией, могут распространять ее лишь с согласия лиц, которые ограничили доступ к информации, а при отсутствии такого согласия — лишь в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.

Статья 8.           Секретная информация

1. Секретная информация — информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с частью второй статьи 6 настоящего Закона, разглашение которой может нанести вред лицу, обществу и государству. Секретной признается информация, содержащая государственную, профессиональную, банковскую тайну, тайну следствия и иную предусмотренную законом тайну.

2. Порядок доступа к секретной информации регулируется настоящим Законом и специальными законами.

Статья 9.           Служебная информация

1. В соответствии с требованиями части второй статьи 6 настоящего Закона к служебной может относиться следующая информация:

1) которая содержится в документах субъектов властных полномочий, представляющих внутриведомственную служебную корреспонденцию, докладные записки, рекомендации, если они связаны с разработкой направления деятельности учреждения или осуществлением контрольных, надзорных функций органами государственной власти, процессом принятия решений и предшествуют публичному обсуждению и/или принятию решений;

2) собранная в процессе оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности, в сфере обороны страны, которая не отнесена к государственной тайне.

2. Документам, содержащим информацию, которая представляет служебную информацию, присваивается гриф “для служебного пользования”. Доступ к таким документам предоставляется в соответствии с частью второй статьи 6 настоящего Закона.

3. Перечень сведений, представляющих служебную информацию, который составляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими субъектами властных полномочий, в том числе во исполнение делегированных полномочий, не может быть ограничен в доступе.

Статья 10.         Доступ к информации о лице

1. Каждое лицо имеет право:

1) знать в период сбора информации, но до начала ее использования, какие сведения о нем и с какойцелью собираются, как, кем и с какой целью они используются, передаются либо распространяются, кроме случаев, установленных законом;

2) доступа к информации о нем, которая собирается и хранится;

3) требовать исправления неточной, неполной, устаревшей информации о себе, уничтожения информации о себе, сбор, использование либо хранение которой осуществляется с нарушением требований закона;

4) на ознакомление по решению суда с информацией о других лицах, если это необходимо для реализации и защиты прав и законных интересов;

5) на возмещение вреда в случае раскрытия информации об этом лице с нарушением требований, определенных законом.

2. Объем информации о лице, которая собирается, хранится и используется распорядителями информации, должен быть максимально ограниченным и использоваться лишь с целью и способом, определенным законом.

3. Распорядители информации, владеющие информацией о лице, обязаны:

1) предоставлять ее беспрепятственно и бесплатно по требованию лиц, которых она касается, кроме случаев, предусмотренных законом;

2) использовать ее лишь с целью и способом, определенным законом;

3) принимать меры по обеспечению невозможности несанкционированного доступа к ней других лиц;

4) исправлять неточную и устаревшую информацию о лице самостоятельно или по требованию лиц, которых она касается.

4. Хранение информации о лице не должно длиться дольше, чем это необходимо для достижения цели, ради которой эта информация собиралась.

5. Отказ лицу в доступе к информации о нем, сокрытие, незаконный сбор, использование, хранение либо распространение информации могут быть обжалованы.

Статья 11.         Защита лица, обнародующего информацию

1. Должностные и служебные лица не подлежат юридической ответственности, несмотря на нарушение своих обязанностей, за разглашение информации о правонарушениях или сведений, касающихся серьезной угрозы здоровью либо безопасности граждан, окружающей среде, если лицо при этом руководствовалось добрыми намерениями и имело обоснованное убеждение, что информация является достоверной, а также содержит доказательства правонарушения или касается существенной угрозы здоровью либо безопасности граждан, окружающей среде.

 

Раздел III

СУБЪЕКТЫ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ДОСТУПА К ПУБЛИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 12.         Определение и перечень субъектов

1. Субъектами отношений в сфере доступа к публичной информации являются:

1) запрашиватели информации — физические, юридические лица, объединения граждан без статуса юридического лица, кроме субъектов властных полномочий;

2) распорядители информации — субъекты, определенные в статье 13 настоящего Закона;

3) структурное подразделение или ответственное лицо по вопросам запросов на информацию распорядителей информации.

Статья 13.         Распорядители информации

1. Распорядителями информации для целей настоящего Закона признаются:

1) субъекты властных полномочий — органы государственной власти, другие государственные органы, органы местного самоуправления, органы власти Автономной Республики Крым, другие субъекты, осуществляющие властные управленческие функции в соответствии с законодательством и решения которых являются обязательными для выполнения;

2) юридические лица, финансируемые из государственного, местных бюджетов, бюджета Автономной Республики Крым, — касательно информации по использованию бюджетных средств;

3) лица, если они исполняют делегированные полномочия субъектов властных полномочий согласно закону либо договору, включая предоставление образовательных, оздоровительных, социальных или иных государственных услуг, — касательно информации, связанной с исполнением их обязанностей;

4) субъекты хозяйствования, занимающие доминирующее положение на рынке или наделенные специальными либо исключительными правами, или являются естественными монополиями, — касательно информации в отношении условий поставки товаров, услуг и цен на них.

2. К распорядителям информации, обязанным обнародовать и предоставлять по запросам информацию, определенную в настоящей статье, в порядке, предусмотренном настоящим Законом, приравниваются субъекты хозяйствования, владеющие:

1) информацией о состоянии окружающей среды;

2) информацией о качестве пищевых продуктов и предметов быта;

3) информацией об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и других чрезвычайных событиях, которые произошли или могут произойти и угрожают здоровью и безопасности граждан;

4) иной информацией, представляющей общественный интерес (общественно необходимой информацией).

3. На распорядителей информации, определенных в пунктах 2, 3, 4 части первой и в части второй настоящей статьи, требования настоящего Закона распространяются лишь в части обнародования и предоставления соответствующей информации по запросам.

4. Все распорядители информации независимо от нормативно-правового акта, на основании которого они действуют, при решении вопросов о доступе к информации должны руководствоваться настоящим Законом.

Статья 14.         Обязанности распорядителей информации

1. Распорядители информации обязаны:

1) обнародовать информацию о своей деятельности и принятых решениях;

2) систематически вести учет документов, находящихся в их владении;

3) вести учет запросов на информацию;

4) определять специальные места для работы запрашивателей с документами либо их копиями, а также предоставлять право запрашивателям делать выписки из них, фотографировать, копировать, сканировать их, записывать на любые носители информации и т. п.;

5) иметь специальные структурные подразделения или назначать ответственных лиц для обеспечения доступа запрашивателей к информации;

6) предоставлять достоверную, точную и полную информацию, а также при необходимости проверять правильность и объективность предоставленной информации.

Статья 15.         Обнародование информации распорядителями

1. Распорядители информации обязаны обнародовать:

1) информацию об организационной структуре, миссии, функциях, полномочиях, основных задачах, направлениях деятельности и финансовых ресурсах (структуре и объеме бюджетных средств, порядке и механизме их расходования и т. п.);

2) нормативно-правовые акты, акты индивидуального действия (кроме внутриорганизационных), принятые распорядителем, проекты решений, подлежащие обсуждению, информацию о нормативно-правовых основах деятельности;

3) перечень и условия получения услуг, предоставляемых этими органами, формы и образцы документов, правила их заполнения;

4) порядок составления, подачи запроса на информацию, обжалования решений распорядителей информации, действий либо бездействия;

5) информацию о системе учета, видах информации, которую хранит распорядитель;

6) информацию о механизмах либо процедурах, с помощью которых общественность может представлять свои интересы или иным способом влиять на реализацию полномочий распорядителя информации;

7) планы проведения и повестку дня своих открытых заседаний;

8) расположение мест, где предоставляются необходимые запрашивателям формы и бланки учреждения;

9) общие правила работы учреждения, правила внутреннего трудового распорядка;

10) отчеты, в том числе по удовлетворению запросов на информацию;

11) информацию о деятельности субъектов властных полномочий, а именно о:

их местонахождении, почтовом адресе, номерах средств связи, адресах официального веб-сайта и электронной почты;

фамилии, имени и отчестве, служебных номерах средств связи, адресах электронной почты руководителя органа и его заместителей, а также руководителей структурных и региональных подразделений, основных функциях структурных и региональных подразделений, кроме случаев, когда эти сведения относятся к информации с ограниченным доступом;

расписании работы и графике приема граждан;

вакансиях, порядке и условиях прохождения конкурса на замещение вакантных должностей;

перечне и условиях предоставления услуг, формах и образцах документов, необходимых для предоставления услуг, правилах их оформления;

перечне и служебных номерах средств связи предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере их управления, и их руководителей, кроме предприятий, учреждений и организаций, созданных с целью конспирации, оперативно-розыскной или контрразведывательной деятельности;

порядке составления, подачи запроса на информацию, обжалования решений субъектов властных полномочий, их действий либо бездействия;

системе учета, видах информации, которой владеет субъект властных полномочий;

12) иную информацию о деятельности субъектов властных полномочий, порядок обязательного обнародования которой установлен законом.

2. Информация, предусмотренная частью первой настоящей статьи, подлежит обязательному обнародованию безотлагательно, но не позднее пяти рабочих дней со дня утверждения документа. При наличии у распорядителя информации официального веб-сайта такая информация обнародуется на веб-сайтес указанием

даты обнародования документа и даты обновления информации.

3. Проекты нормативно-правовых актов, решений органов местного самоуправления, разработанные соответствующими распорядителями, обнародуются ими не позднее чем за 20 рабочих дней до даты их рассмотрения с целью принятия.

4. Безотлагательному обнародованию подлежит любая информация о фактах, угрожающих жизни, здоровью и/или имуществу лиц, и о мерах, принимаемых в связи с этим.

Статья 16.         Ответственные лица по вопросам запросов на информацию

1. Распорядитель информации отвечает за определение задач и обеспечение деятельности структурного подразделения или ответственного лица по вопросам запросов на информацию распорядителей информации, ответственных за обработку, систематизацию, анализ и контроль по удовлетворению запроса на информацию и предоставлению консультаций при оформлении запроса.

2. Запрос, прошедший регистрацию в установленном распорядителем информации порядке, обрабатывается ответственными лицами по вопросам запросов на информацию.

Статья 17.         Контроль за обеспечением доступа к публичной информации

1. Парламентский контроль за соблюдением права человека на доступ к информации осуществляется Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека, временными следственными комиссиями Верховной Рады Украины, народными депутатами Украины.

2. Общественный контроль за обеспечением распорядителями информации доступа к публичной информации осуществляется депутатами местных советов, общественными организациями, общественными советами, гражданами лично путем проведения соответствующих общественных слушаний, общественной экспертизы и т. п.

3. Государственный контроль за обеспечением распорядителями информации доступа к информации осуществляется в соответствии с законом.

Статья 18.         Регистрация документов распорядителя информации

1. Для обеспечения сохранения и доступа к публичной информации документы, находящиеся у субъектов властных полномочий, подлежат обязательной регистрации в системе учете, которая должна содержать:

1) название документа;

2) дату создания документа;

3) дату поступления документа;

4) источник информации (автор, соответствующее подразделение);

5) предусмотренное законом основание отнесения информации к категории

с ограниченным доступом;

6) срок ограничения доступа к информации, в случае если она отнесена к информации с ограниченным доступом;

7) отрасль;

8) ключевые слова;

9) тип, носитель (текстовый документ, пленки, видеозаписи, аудиозаписи и т. п.);

10) вид (нормативные акты, соглашения, решения, протоколы, отчеты, пресс-релизы);

11) проекты решений (докладные записки, обращения, заявления, представления, предложения, письма и т. п.);

12) форму и место хранения документа и т. п.

2. Доступ к системе учета, содержащей информацию о документе, который находится у субъекта властных полномочий, обеспечивается путем:

1) обнародования на официальных веб-сайтах субъектов властных полномочий такой информации, а при их отсутствии — иным приемлемым способом;

2) предоставления доступа к системе по запросам.

3. Система учета публичной информации не может быть отнесена к категории информации с ограниченным доступом.

4. Распорядители информации несут ответственность за обеспечение доступа к системе уче